среда, 11 марта 2009 г.

"Сталевары - народ суровый!"

Двое моих товарищей относительно недавно работали на одном из металлургических заводов нашего региона, где они отвечали за АСУТП. То, что они рассказывали о том, как у нас варят сталь, меня глубоко впечатлило, и я решил поделиться. Я постарался, пусть и не дословно, воспроизвести то, что они мне рассказывали. Мысли эти не мои, а потому буду использовать прямую речь.

"На печь во время работы даже издалека смотреть тяжело, и к тому же жарко. Но сталевары любят принимать участие в процессе. Наденут защитные очки, подойдут поближе, в печь чуть ли не заглядывают и приговаривают, будто суп варят: "О-о-о! Хорошая сталь варится, хо-о-рошая!"



"Ковш, в который сталь льется, чтобы он не лопнул от перепада температуры, обычно нагревают до высоких температур газовыми горелками. Чтобы контролировать температуру нагрева ковша, стоит термопара – датчик температуры, и датчик этот очень недешевый. А сталевары – народ не аккуратный, часто этот датчик разбивали. Если смотришь, и с датчика пошли показания +15000 или -10 градусов, значит точно, коцнули снова датчик – приходишь на место, а там ковш уже плавится. После нескольких таких раз начальство отказалось покупать датчик, потому что дорого. А варить сталь все равно надо. Тогда сталевары приноровились температуру ковша "на глаз" определять – пробовать ковш рукой в огнеупорной перчатке. Попробовал, перчатка дымится, а ему все равно: "Вот теперь хорошо, нормально нагрелся!"

"Технология варения стали, и то, как ее выдерживали – это отдельный разговор. Бывало, что мастер смены нормальный и технологии выдерживается, и смена его проходит нормально. А бывали и такие, что у них постоянно что-то происходит, а уж о технологическом процессе я вообще молчу. Вот, например, типичный диалог: "Мы газа много дали! – Да? Ну ничего, выветрится". Или такой: "Я еще мешок фосфора засыпал. – Зачем? – Не знаю... ну да ладно, дай газку побольше, перегорит".

"Есть так называемая "удочка" – стальная полая палка с пробником на конце, чтобы брать пробу стали для лаборатории во время варения. По технологии, когда нужно взять пробу, поднимаются электроды, берется проба, электроды опускаются, и варка продолжается. Электроды поднимаются на всякий случай, потому что напряжение очень высокое, и печь может пробивать на корпус.
Однажды заходит к нам, асушникам кто-то из сталеваров.
"У вас печь хорошо заземлена?
- Точно не знаем, не мы ж монтировали. А зачем вам?
- Ну, мы хотим пробы брать, не поднимая электроды, а то слишком долго. (Энергетик, который как раз рядом стоял, так и осел от удивления)
- Ну, вы даете! А на другом заводе вы тоже так делали?
- Да, конечно. Только обычно щиплет немного".

"Чудили не только сталевары. Однажды сварщик промахнулся и в трубе охлаждения дырку проварил. Так, пока выключали подачу воды, он эту дырку своим пузом закрывал".

"Был у нас крановщик. Он если за после смены килограмм 8 меди домой не унесет – значит смена прошла зря. Мне друг показал, как они его подкармливали, а потом и мы стали. Найдем где медяшечку, положим ее рядом с краном, смотришь через пол часа - там уже пусто".

"Одна из печей была смонтирована итальянцами. Датчики, контроллеры, программа управления – все сделано итальянскими разработчиками. И если схемы подключения были, то никакого описания, как программа работает, не было. Нередко случалось, что защита сработала, плавка остановилась, а что делать и почему защита сработала - непонятно. Если есть итальянец поблизости, можно его привлечь к решению проблемы, а в ночную смену привлекать некого. Смотришь по схемам, вроде должен на одном из выходов сигнал быть. Разбираться нет времени, печь же стоит – с питания на выход перемычку кинул – готово, сигнал есть, плавка продолжается. Главное перед концом смены перемычку не забыть убрать, чтобы итальянцы пришли и разбирались".

"Итальянцы поначалу ходили и удивлялись. Потом уже удивляться перестали, зато стали ходить с фотоаппаратом. Например, вода течет, причем течет на электроприборы – сфотографировал, и если что – ага, не страховой случай".

"Любили наши сталевары печь, рассчитанную, например на 50 тонн, заполнить рудой на все 70. Получается, что в пределах установленного объема там идет футировочный огнеупорный кирпич, а дальше обычная сталь. Так они в новой печи дырку прожгли за две недели, и сталь стала выливаться через дыру. С ситуацией справились быстро. Дырку заделали и через 8 часов снова плавили, как и раньше, заполняя печь на 120%".

"В одной из таких неконтролируемых плавок сталь полилась через верх и пожгла нам все кабели (хоть они и огнеупорные) к датчикам. Начальник поручил нам проложить новый огнеупорный кабель, "хороший, отечественный". Так вот, этот кабель у нас от зажигалки плавился".

Еще одна подробность уже от меня: не удивлюсь, если сейчас этот завод уже получил сертификат по стандартам ISO, по крайней мере, потуги такие были.

Такой вот получился опус, не о металлургах, нет - о наших людях, и совсем неважно, какую работу они выполняют.

2 комментария:

bezlik комментирует...

Дуже цікаво, особливо зважаючи, що донедавна металургія була найбільшою експортною галуззю України, на якій трималася уся економіка. Стандарти ISO схоже нашим підприємствам потрібні, як Брєжнєву зірочки Героя Союзу.
А загалом вітаю з початком і бажаю отримувати від дописів купи задоволення і читачів :)

Mee комментирует...

Да, очень интересно было почитать, спасибо, жаль что это происходит в нашей стране. Это конечно здорово, и очень надо таким гордится, и очень клёво что у нас всё так, и по этому мы все в таком положении сейчас. К этому надо еще добавить радость разрухи, счастье отсутствия средств, и веселье (как образа) матраца в форточке вместо окна.
Сейчас вот показывали дядьку нашего, главного по контролю медикоментов. В США запретили какой-то большой список лекарств, и интересовались его мнением на этот счёт. Мужик сказал, что эти американцы и от 40 грамм водки умирают,а украинцу и ведро - нестрашно. То же самое, говорит дядька, и с лекарствами.

В общем, может показаться, что я критикую запись, нет, запись очень клёвая, спасибо, надеюсь почитать еще, просто, как говорил уже, жаль что это происходит у нас.